Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта


05.02.2020

Дети навсегда

         Каждый день неповторим. Он приносит с собой новые чувства и эмоции, удивляет нечаянными радостями, огорчает несбывшимися ожиданиями и, уходя в вечернюю мглу, уступает дорогу пробуждающемуся утру с его суетливостью и новизной.

Природа чередует свои ритмы, человек считает пролетающие года и динамика происходящих перемен кажется столь обыденной, что удивляет, скорее, отсутствием привычных циклов: затянувшаяся осень, заблудившаяся зима и снег, перепутавший времена года, вносят смятение своей неуместной стабильностью.

Человек рождается на свет, растет и развивается, получает новые навыки, сам рожает детей и в этой цикличности есть какой-то потаенный смысл, определяющий бесконечность бытия и непостижимость земных законов.

Но природа  капризна и непредсказуема. И в четкой иерархии клеток и генов она порой создает иную конфигурацию, нарушает ею же созданные правила, рушит целостное, сращивает обособленное, заставляя жить по  новым правилам рожденного на свет человека.

Как встроиться в этот мир, если ты не такой, как остальные? Как научиться окружающим тонкости восприятия и душевной теплоте при общении с теми, кто не похож на тебя?

Дети – самая ранимая тема для каждого  родителя, а дети с ограниченными возможностями здоровья – особая боль. Они также хотят говорить и бегать, смеяться и дружить, но есть много «но», которые делают их жизнь сложнее и драматичнее, не позволяя в полной мере реализовывать имеющиеся у них возможности.

Безусловно, в нашей стране уделяется большое внимание  детям-инвалидам. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» им гарантируется  обеспечение равных возможностей в реализации имеющихся прав и свобод,  определены меры социальной защиты.

В России создана сеть специализированных учреждений, которые предоставляют детям-инвалидам квалифицированные комплексные услуги по различным направлениям реабилитации. Эти услуги позволяют восстановить или компенсировать нарушенные или полностью утраченные функции. Не меньшее внимание уделяется и  мероприятиям по абилитации, которые помогают ребенку-инвалиду приобрести или развить еще несформированные функции и приспособиться  к жизни в условиях ограниченных возможностей здоровья.

 

          Отделение дневного пребывания и реабилитации  ГБУ КЦСОН Унечского района было открыто еще в 1998 году. Уже тогда в нем функционировали физиокабинет, кабинет медицинского массажа, зал ЛФК и  сенсорная комната. Первоначально целью отделения было  предоставление детям-инвалидам услуг бытовой, медицинской, психологической направленности. Впоследствии в отделении  появилась возможность предоставлять  социальные услуги  и взрослым инвалидам с кратностью, определенной индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

          В настоящее время отделение посещают 74 ребенка-инвалида. Им предоставляются услуги психолога, логопеда, физиопроцедуры, включая  озокерит, амплипульс, электрофорез, кварцевание.   С детьми проводятся занятия лечебной физкультурой,  включая занятия на тренажерах, массаж. Большим преимуществом отделения следует считать комплексность предоставления услуг и это особенно важно для большого числа детей из сельской местности, а их более тридцати, имеющих возможность за одно посещение получить  различные виды помощи.  К особо тяжелым детям работники отделения выезжают на дом, оказывая комплекс необходимых услуг с применением инновационных технологий, которые в последние годы широко применяются в ГБУ КЦСОН Унечского района.

           Важно, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гарантированные  социальные услуги предоставляются детям-инвалидам бесплатно. Стоимость же  дополнительных оздоровительных услуг, предоставляемых в отделении, является одной из самых низких по региону.

          В отделении дневного пребывания и реабилитации  заботятся о физическом состоянии маленьких посетителей, понимая важность формирования позитивного отношения к жизни у детей-инвалидов.  Проводится постоянное консультирование родителей таких детей, помогающее им лучше понять своего ребенка, принять сложившуюся ситуацию, научиться преодолевать психологические и бытовые проблемы. С этой целью в отделении в рамках межведомственного взаимодействия  организуются экскурсии, мастер-классы, походы в кинотеатр, картинную галерею, музей, что позволяет насытить жизнь яркими событиями, снять эмоциональное напряжение и научиться радоваться простым вещам, что, в общем-то, и составляет суть понятия «улучшение качества жизни».

          Традиционными в отделении стали новогодние утренники, совместные мероприятия ко Дню защиты детей, Дню матери, Международному  Дню инвалида, в которых активное участие принимают воспитанники Унечской детской школы искусств, Центра дополнительного образования г.Унеча, искренне и радушно дарящие свои выступления детям, умеющим быть благодарными, как никто другой.

          Много хорошего хочется сказать  не только о деятельности отделения дневного пребывания и реабилитации, но и о тех, благодаря кому дети могут получать услуги в комфортных условиях.  Неоднократные слова благодарности звучали  в адрес спонсоров,  помогающих приобретать для детей мебель, оборудование, закупать сладости: директора АО «Тонус» Пасько Я.Л., директора ООО «Янтарный» Маренич Т.В.,  директора ГУП «Брянский лесхоз» филиал Унечский Борисенко П.В.,  ООО «Арташат», индивидуальных предпринимателей Власенко В.П., Глинистого П.М., Гаврика И.Н., Кашликова О.А., Серенкова В.М., Конюшенко Н.В.,  Степина М.А., Астапенко Е.П. и многих-многих других.

          Есть ряд предпринимателей, которые жертвуют деньги на операции детям, нуждающимся в лечении, и помощь эта исчисляется десятками тысяч. Низкий поклон тем, кто откликается на чужое горе, как на свое собственное, не требуя  взамен ни благодарности, ни рекламы своему имени.

          Однако,  у каждой медали есть две стороны. И в деятельности отделения также есть множество проблем, требующих своего разрешения: требует замены часть оборудования, много лет верой и правдою прослужившая детям,   необходимо обновление методического материала, приобретение программных комплексов для работы логопеда и психолога,  балансировочной доски для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), собственного специализированного транспортного средства для посещения 25 семей с детьми-инвалидами на дому.

Ощущается нехватка и кадрового персонала. На сегодняшний день в отделении работают 7 человек: заведующий отделением Высоцкая Т.А,   логопед Жебелянова Л.М., психолог Шатоба И.А., инструктор по лечебной физкультуре Ковалева Л.М., медицинская сестра по физиотерапии Петрикова А.В., специалисты по социальной работе Марченко А.Ф.  и Конюченко А.Ю.  Но  для детей важен общий досуг, который бы позволил им больше времени проводить вместе, в дружеском общении,  совместном творчестве,  что целесообразно было бы возложить на социального педагога. Также ощущается  потребность в массажисте, ставка которого временно свободна.

Конечно,  необходим общий  ремонт помещений, занимаемых отделением дневного пребывания и реабилитации, специализированное оборудование санузла, что позволило бы сделать среду пребывания детей-инвалидов более доступной. И хотя силами учреждения было потрачено на ремонт  в 2017-2019 годах порядка  328  тыс.руб., но потребность в средствах для его завершения по-прежнему велика.

И задача эта комплексная. Ее решение лежит в плоскости межсекторного взаимодействия, которое представляет собой  процесс  установления конструктивных партнерских от­ношений между институциональными единицами, принадлежащими к разным секторам экономики – государственному, коммерческому и добровольно- общественному.

В решении проблем детей-инвалидов важно взаимодействие как социальных институтов – медицинских, педагогических учреждений, учреждений социальной защиты и социального обслуживания, так и органов местного самоуправления, бизнеса и волонтерского движения. Но одной из значимых проблем является формирование правильного отношения граждан к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Мы  все формируем среду, в которой живем, создаем  условия, в которых растут и взрослеют наши дети,  переходят в преклонный возраст родители.  Только от нас зависит, насколько благоприятными будут  условия для формирования личности ребенка,  развития его  способностей и талантов.  И нельзя забывать, что важную роль в развитии коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья играет общение со здоровыми сверстниками, которое  позволяет детям-инвалидам чувствовать себя неотъемлемой частью этого мира, а их более благополучных ровесников – принимать жизнь во всей ее сложности и полноте.

При этом нельзя забывать главного. В  суете  мелькающих дней, в череде бегущих событий,  в смене возрастов и  статусов есть те, кто никогда не сможет по-настоящему стать взрослым и до конца дней  будет нуждаться в нашей помощи и поддержке. С чистой и светлой душой, с доверчивостью к этому миру, даже с двузначными цифрами возраста в своих документах, они так и останутся не повзрослевшими -  детьми навсегда. И не только для своих родителей.

А это значит, что  наша  общая задача остается простой и конкретной – помнить об этом, помогать, учиться у них добру и любви к этому несовершенному, но прекрасному миру.